Межнациональный портал «Этнотека»
Народы Владимирской области

К концу XIV века образовалось несколько крупных сообществ возле главных торговых путей того времени, в частности рек — в низовьях Днепра, Дона, Волги. К XVI веку некоторые группы выросли в крупные вольные воинские формирования - казачьи войска (Запорожское, Донское, Волгское, Яицкое). К началу XIX века казаки образовали самостоятельное сословие, сторожили государственные границы и даже служили в личном конвое царя. В ответ они имели значительную социальную автономию, плодородные земли, освобождались от налогов. C 1827 года атаманом всех казачьих войск должен был быть наследник царского престола.
За всю историю казачьи воинские формирования входили в вооружённые силы: России (Советского Союза), Великого княжества Литовского, Польши, «вольного города» Гамбурга, Швеции (Мазепа и Гордиенко), Османской империи, Персии (Персидская казачья дивизия), Украинской Народной Республики, Парагвая, Германии (Kosakenlager), Маньчжоу-го и Японии (Квантунская армия).
В ходе Гражданской войны казачьи области стали главной опорой Белого движения, а впоследствии крупной частью белой эмиграции. В среде русской эмиграции казачьи сообщества сформировались в ряде стран Европы, США, Канады, Австралии, Южной Америки.
В 1990—2000 годах было воссоздано и создано около двух десятков казачьих войск, в основном объединённых в Союз казаков России (кроме Донского казачьего войска).
- География
- Культура
- Традиции
- Фото
В настоящее время казаки проживают, прежде всего, в России, Казахстане (всё приграничье с Россией), Украине (восточное приграничье с Россией), также есть диаспоры за рубежом (ещё со времен Гражданской войны).
Количество казаков в настоящее время определить можно лишь оценочно, так как последняя перепись, в ходе которой реально выясняли принадлежность к казакам, проходила в 1926 году. В «Общероссийском классификаторе информации о населении» национальность «казаки» не указана.
По данным переписи 2010 года численность казаков в России — 67573 человека. Сами казаки вели параллельный подсчет. По их данным в Ростовской области живёт более миллиона человек с казачьими корнями.
Начальство поощряло увлечение казаков хоровым пением, создавая хоры, организуя сбор старинных песен и издание текстов с нотами.
Музыкальной грамоте обучали в станичных школах, основу песенного репертуара составляли старинные историко-героические песни, связанные с конкретными историческими событиями, а также те, которые отражали военный быт.
Хорошо известны походные мажорные казачьи песни («Всколыхнулся, взволновался православный Тихий Дон») и поминальные застольные («Чёрный ворон», «Ой, то не вечер», «Не для меня придёт весна»). Полковой репертуар насчитывал около 300 песен.
По имени создателей назван популярный во всем мире танец «Казачок».
Поселение у донских казаков обыкновенно называется станицей, а у малороссийских — слободой. В Сибири укрепленные станицы назывались острогами.
Главой станицы был станичный атаман, избираемый всеми казаками на местном казачьем круге (сходе, раде, совете). На круге также избирались и другие местные должностные лица (писари-дьяки, есаулы, хорунжие, сотники, урядники), которые назывались старшинами.
Несколько станиц объединялось в полки во главе с полковниками. Несколько полков образовывали войско. Например, Оренбургское войско состояло из 54 станиц, объединённых в 18 полков.
Отдельно стоящая усадьба зажиточных казаков именовалась хутором. Дом (курень, хата) обмазывался глиной и крылся соломой. Внутри дома имелся стол, лавки, сундук для одежды, божница. Кроме жилого дома в обнесенном плетнем дворе располагались амбар и сарай.
Помимо военно-пограничной службы казаки занимались коневодством, рыболовством и огородничеством (выращивали гречку и бахчевые культуры).
Казаки носили фуражки или папахи, рубахи с погонами и штаны с лампасами. Также неизменной чертой российских казаков была черкеска. Цвета одежды были соотнесены с определённым войском. Форменная одежда донских казаков с синими фуражками и штанами, при красном околыше и лампасах сохранилась у советских милиционеров.
На крестинах мальчика «посвящали в казаки»: надевали на него саблю и сажали на коня. Гости приносили в дар новорождённому (на зубок) стрелы, патроны, ружьё и развешивали их на стене.











